Вопрос 1. Отклонять ли участника, если известно, что товар произведен в России, но выписки из РРПП нет
Проводим электронный аукцион на поставку мобильного комплекса на базе транспортного средства для детского технопарка. В документации установлен ОКПД2 29.10.59.390, и запрет по постановлению № 616. Подана одна заявка, в ней страна происхождения мобильного комплекса установлена Россия и наименование «Газон Нехт», а выписку из реестра российской промышленной продукции участник не предоставил. Отклонять ли данного участника? Как можно провести аукцион, если этого мобильного комплекса в реестре нет, но точно известно, что это Россия, поскольку колесная база делается на заводе ГАЗ?
Ответ. Да, участника следует отклонить. Признайте заявку не соответствующей требованиям документации на основании части 7 статьи 69 Закона № 44-ФЗ, если установили запрет и участник не представил выписку из реестра российской промышленной продукции (далее — РРПП). Об этом сказано в пункте 10 постановления № 616.
Отсутствие товара в РРПП для целей госзакупок означает, что такой товар в России не производится и относится к иностранному. Об этом сказано в части 7 статьи 69 Закона № 44-ФЗ и пункте 1 постановления № 616.
Из правила есть исключение — все заявки с иностранным товаром можно признать соответствующими, если цена единицы товара не превышает 100 тыс. руб., a общая стоимость всех товаров — 1 млн руб. (подп. «б» п. 3 постановления № 616).
Если исключение не сработало, отклоните все заявки и проведите «малый» аукцион повторно, с учетом исключений без установки запрета.
Заказчик дополнительно может сделать запрос на разрешение закупки импортных мобильных комплексов на базе транспортного средства в Минпромторг, несмотря на то что такие комплексы производят на заводе ГАЗ, который пока не включил товар в РРПП. Возможно, Минпромторг подтолкнет производителя к действиям по включению товара в РРПП.
Вопрос 2. Отклонять ли заявки, если вместо выписки из РРПП участники предоставили сертификаты
Проводим электронный аукцион по постановлению Правительства № 616. По вторым частям участники не предоставили выписку из реестра российской промышленной продукции, а предоставили просто сертификаты. Отклонять ли такие заявки?
Ответ. Да, признайте заявки не соответствующими требованиям документации на основании части 7 статьи 69 Закона № 44-ФЗ, если установили запрет и участник не представил выписку из реестра российской промышленной продукции. Об этом сказано в пункте 10 постановления № 616.
Возможность предоставления сертификата для подтверждения соответствия в постановлении № 616 не предусмотрена. Отсутствие товара в РРПП для целей госзакупок означает, что такой товар в России не производится и относится к иностранному. Об этом сказано в части 7 статьи 69 Закона № 44-ФЗ и пункте 1 постановления № 616.
Исключение: все заявки с иностранным товаром можно признать соответствующими, если цена единицы товара не превышает 100 тыс. руб., а общая стоимость — 1 млн руб. Об этом сказано в подпункте «б» пункта 3 постановления № 616. Если исключение не сработало, отклоните все заявки и проведите «малый» аукцион повторно, с учетом исключений без установки запрета.
Вопрос 3. Как подтвердить отсутствие производства товара на территории РФ
Планируем закупку оборудования — диспетчерский пункт с технологическим и метеорологическим оборудованием, код ОКПД2 27.90.70.000, в рамках ГОЗ. Закупка размещается в соответствии с запретами на допуск товаров, происходящих из иностранных государств, по постановлению № 616. Данного оборудования нет в реестре российской промышленной продукции, размещенном на сайте Минпромторга. У нас имеется заключение Минпромторга об отсутствии производства на территории РФ товара. Какие документы мы должны требовать во вторых частях заявок от поставщика?
Ответ. Положения постановления Правительства № 616 не применяются, если на территории страны не производится необходимый заказчику товар. Этот факт нужно подтвердить. Если товар включен в перечень, заказчик должен получить разрешение на закупку происходящего из иностранного государства промышленного товара через ГИСП. Если товара нет в перечне, отсутствие производства на территории России заказчик подтверждает самостоятельно.
Продукции с кодом ОКПД2 27.90.70.000 в перечне из постановления № 616 нет, поэтому заказчик должен самостоятельно подтвердить, что на территории России необходимый ему товар не производится. В этом случае получать в Минпромторге разрешение на закупку происходящего из иностранного государства промышленного товара не нужно.
В вашей ситуации подтверждением выступает заключение Минпромторга об отсутствии производства товара на территории РФ. Соответственно, запреты по постановлению № 616 вы не применяете. Дополнительные документы от участников требовать не нужно. Что касается внесения сведений о полученном заключении Минпромторга в состав документации о закупке, это необязательно, не требует ни постановление № 616, ни другие НПА, и остается на ваше усмотрение.
Вопрос 4. Следует ли допускать заявку в закупке по постановлению № 616, если в ней две позиции импортные
Проводим электронный аукцион, в котором установили запрет на допуск импортных товаров по постановлению Правительства № 616. Закупаем канцтовары, 11 позиций на общую сумму 2 443 000 руб., из которых две позиции импортные, в том числе одна позиция с ценой единицы товара 1500 и общей суммой 7500, и одна позиция с ценой единицы 2000 и общей суммой 20 000. Возможен ли допуск участников аукциона, которые только на эти две позиции указали страну происхождения товара «Австрия».
Ответ. Нет, не возможен. Необходимо установить запрет на допуск иностранных товаров и отклонить заявки со страной происхождения товара «Австрия». Если в России не производят необходимый заказчику товар, нужно подтвердить этот факт. Постановление № 616 предусматривает получение разрешения на закупку товара из-за рубежа.
В постановлении Правительства № 616 приведен список исключений, когда запрет на допуск иностранных промышленных товаров можно не применять. В частности, в подпункте «б» пункта 3 постановления № 616 говорится, что запрет не действует, если стоимость единицы товара составляет меньше 100 тыс. руб., а общая стоимость товаров — меньше 1 млн руб. Данная закупка под это исключение не подпадает, поскольку общая стоимость товаров — 2 443 000 руб., что превышает 1 млн руб.
Из буквального толкования указанной нормы следует, что в 1 млн руб. должна укладываться не стоимость товаров лишь по одной позиции, а общая стоимость товаров по всем позициям.
Вопрос 5. Как рассматривать заявки, если кода ОКПД2 в реестре промышленной продукции, зарегистрированного на территории РФ, нет
Проводим закупку термобумаги по коду ОКПД 17.12.14.142 с применением постановления Правительства № 616. Поступило три заявки: первая заявка производство Россия — 100 процентов, вторая заявка — производство Россия, часть Германия, третья заявка — производство Россия, часть Украина. Указанного кода в реестре промышленной продукции, зарегистрированного на территории РФ, нет. Как комиссии рассмотреть заявки с учетом преференций по постановлению № 616?
Ответ. Постановление Правительства № 616 не дает участникам никаких преференций. Наоборот, оно устанавливает запрет на допуск некоторых категорий товаров, произведенных в иностранных государствах.
Реестра евразийской промышленности на данный момент пока не существует, значит, заказчик должен был зайти в реестр российской промышленной продукции с уже подобранными кодами ОКПД2 и проверить, есть ли в этом реестре код ОКПД2, по которому планируется провести закупку. Тогда заказчик мог обратиться в Минпромторг для получения разрешения на закупку товара, произведенного в иностранном государстве. Но лучше всего было бы обосновать невозможность применения постановления отсутствием реестра евразийской продукции, а также отсутствием кода ОКПД2 в реестре российской продукции. В таком случае заказчик разместил бы закупку без применения постановления № 616.
Учитывая, что постановление было применено, участник должен был подтвердить соответствие страны происхождения товара наличием выписки из одного из реестров или информацией о совокупном количестве баллов, если такое предусмотрено постановлением Правительства № 719.
Соответственно, участники не могут подтвердить страну происхождения предлагаемого к поставке товара. Поэтому все заявки на участие должны быть отклонены. Но участники в этом случае могут подать жалобу в ФАС на действия заказчика.
Заказчик может сослаться на то, что кода ОКПД2 в реестре российской продукции нет, поэтому при рассмотрении заявок он решил не учитывать нормы постановления № 616, но такой подход не является правильным.
Вопрос 6. Можно ли не применять нацрежим к закупке товаров в рамках оказания услуг по контракту
Проводим закупку на оказание услуг по проведению конференции. В рамках данного мероприятия предусмотрено вручение сувенирной продукции участникам конференции. Мероприятие проходит по ОКПД2 — 82.99.19.000 «Услуги вспомогательные, связанные с предпринимательской деятельностью, прочие, не включенные в другие группировки». Должны ли мы сувенирную продукцию выделять отдельным ОКПД2 по постановлениям № 616 и 617, если она включена в техническое задание в рамках всего мероприятия?
Ответ. Да, сувенирную продукцию следует выделить отдельным ОКПД2, поскольку поставка такой продукции производится отдельно. Кроме того, сувенирная продукция может подпадать под ограничения в рамках нацрежима. В таком случае нужно будет установить запрет или ограничения допуска в зависимости от конкретного НПА. Если заказчик не выделит сувенирную продукцию, подпадающую под требования нацрежима, в отдельный ОКПД2, у ФАС могут возникнуть претензии.
Также учтите, что не следует закупать вместе товары, работы и услуги, которые не связаны между собой. Запрет установлен в части 3 статьи 17 Закона № 135-ФЗ. Там сказано, что заказчик не должен ограничивать конкуренцию между участниками торгов, включая в состав лотов товары, работы, услуги, технологически и функционально не связанные друг с другом. Если есть подозрение, что объединение услуг по проведению конференции и поставок сувенирной продукции могут ограничить конкуренцию, рекомендуем провести закупки услуг по проведению конференции и сувенирной продукции отдельно.
В противном случае у участников процедуры могут возникнуть претензии. В частности, компания, занимающаяся оказанием услуг по проведению мероприятий, может не заниматься поставкой сувенирной продукции. Как следствие — она не сможет участвовать в торгах.
Вопрос 7. Отклонять ли заявку, если срок действия записи из реестра российской промышленной продукции истек
Объявили аукцион на поставку пожарных автоцистерн, код ОКПД 29.10.59.141. Обязательное требование установлено в соответствии с постановлением Правительства № 616, предоставить выписку из реестра российской промышленной продукции. Такую выписку предоставил один из участников, производитель данной техники, но в день окончания действия такой записи. Срок действия записи до 3 июня 2020 года и дата подачи заявки 3 июня 2020 года. Требуется ли отклонить данную заявку, так как на дату аукциона 9 июня 2020 года срок действия уже истек?
Ответ. Порядок предоставления выписки содержится в проекте приказа Минпромторга, посвященном вопросам реализации постановления № 616. В документе не говорится о случаях, когда заказчик может не принять выписку. По нашему мнению, после истечения срока действия записи реестра выписка по этой записи должна считаться недействительной. Если участник не предоставил выписку по действующей записи реестра, его заявку следует отклонить, поскольку товар не отвечает требованиям постановления № 616, не подтверждено наличие товара в реестре. Выписка должна быть действительна на момент рассмотрения заявок участников.
При подаче заявок участники должны подтвердить, что товар соответствует требованием. В пункте 10 постановления № 616 установлено, что подтверждающим документом выступает выписка из реестра российской промышленной продукции с указанием реестрового номера. Соответственно, заказчик устанавливает требование о наличии такой выписки в заявке участника. Если продукции нет в реестре, она не отвечает требованиям постановления № 616.
Вопрос 8. Вправе ли заказчик не применять постановление № 616, если в допсоглашении цена выше миллиона
Заказчик провел закупки мебели до 1 млн руб. Цена единицы каждого товара не превышала 100 тыс. руб., соответственно, запрет по постановлению Правительства № 616 не устанавливался. Вправе ли мы заключить допсоглашение об увеличении объема товаров на 10 процентов с пропорциональным увеличением цены, если итоговая цена с допсоглашением превысит 1 млн руб.?
Ответ. В связи с отсутствием разъяснений и практики не рекомендуем увеличивать объем товаров в пределах 10 процентов, если итоговая цена превысит 1 млн руб. Контрольные органы могут расценить после такое увеличение, как намеренный уход из-под запрета при первичном размещении процедуры.
В постановлении также нет уточнений по данному поводу. Есть только условие, что при исполнении замена промышленных товаров, указанных в перечне, на промышленные товары, происходящих из иностранных государств, за исключением членов ЕАЭС, не допускается (п. 13 постановления № 616).