Главная / Блог / ФАС ответила, как работать без штрафов с постановлениями № 616 и 617

ФАС ответила, как работать без штрафов с постановлениями № 616 и 617

Вопрос 1. Допускается ли замена товара на иностранный в новом контракте

Извещение и контракт были до 1 мая 2020 года, товар — картон ОКПД2 17.12, который входит в перечень с запретом на иностранный товар. Хотим с победителем подписать соглашение о расторжении в связи с обстоятельствами из-за коронавируса. Можем ли мы заключить контракт со вторым претендентом, но товар у него из Чехии, и как на это отреагируют контролирующие органы в связи с вводом в действие постановления № 616?

Ответ. Да, можно заключить контракт со вторым претендентом на товар производства Чехии. В соответствии с частью 17.1 статьи 95 Закона № 44-ФЗ заказчик вправе заключить контракт со вторым участником после расторжения с первым. При этом нужно соблюдать требования части 1 статьи 34 Закона № 44-ФЗ. Там сказано, что новый контракт заключается на условиях, которые предусмотрены извещением, документацией о закупке, заявкой и окончательным предложением участника.

К вашей закупке постановление № 616 неприменимо, поскольку действует только для тех закупок, извещения о которых размещены после 1 мая 2020 года.

В вашем случае применяется приказ Минфина от 04.06.2018 № 126н. В соответствии с пунктом 1.7 при исполнении контракта не допускается замена страны происхождения продукции, если это не государство — член ЕАЭС.

Таким образом, установлен запрет на замену товара на иностранный только в рамках одного контракта. При заключении контракта со вторым претендентом вы можете установить другую страну происхождения товара. При этом заключайте новый контракт с учетом требований приказа Минфина от 04.06.2018 № 126н.

Вопрос 2. Как не соблюдать запрет по постановлению № 616

В части 3 постановления № 616 сказано, что запреты не применяются в следующих случаях: закупка одной единицы товара, стоимость которой не превышает 100 тыс. руб., и закупки совокупности таких товаров, суммарная стоимость которых составляет менее 1 млн руб., за исключением закупок товаров, указанных в пунктах 1–7, 124 и 125 перечня. Чтобы не соблюдать запрет необходимо учесть оба условия?

Ответ. Да, необходимо учитывать оба этих условия. В подпункте «б» пункта 3 постановления № 616 написано, что запреты, установленные пунктами 1 и 2, не будут применяться к закупке единицы товара, стоимость которой не превышает 100 тыс. руб., а также к закупкам совокупности таких товаров при условии, что их суммарная стоимость не выше 1 млн руб.

Вопрос 3. Как одновременно применять несколько постановлений, ограничивающих допуск иностранных товаров

Товар с ОКПД 28.25.14 входит в постановление Правительства от 05.02.2015 № 102, при котором требует сертификат СТ-1 — подтверждает страну происхождения товара, и в постановление Правительства от 30.04.2020 № 617, где необходимо установить, что товар включен в реестр российской промышленной продукции — наличие сертификата СТ-1. Что устанавливать заказчику в извещении?

Ответ. Заказчик в своей документации должен устанавливать все постановления, которые относятся к национальному режиму, кроме запретов, так как если присутствует запрет на поставку товара, то ограничения в этом случае не действуют.

Код ОКПД2 28.25.14 — «Оборудование и установки для фильтрования или очистки газов, не включенные в другие группировки». В таком виде он присутствует в постановлении № 617. В постановлении № 102 есть код ОКПД2 28.25.14.110 — «Комплекс оборудования для чистых помещений; оборудование и аппараты для фильтрования, обеззараживания и (или) очистки воздуха». Поэтому для начала необходимо выбрать код ОКПД2, под которым планируете размещение товара.

Если код ОКПД2, который выберет заказчик, будет подпадать под действие обоих постановлений, в документации необходимо установить оба ограничения. При этом для каждого постановления нужно прописывать перечень документов, указанный в таком постановлении. Для постановления № 102 это будет сертификат по форме СТ-1. Для постановления № 617 документами, подтверждающими страну происхождения товара, будут являться либо сертификат по форме СТ-1, либо наличие товара, предлагаемого к поставке, в реестре промышленной продукции, произведенной на территории РФ. Во втором случае участник закупки сам выбирает способ подтверждения страны происхождения товара. В перечне документов необходимо указать, что СТ-1 нужен для подтверждения соответствия товара из заявки по постановлению № 102, а СТ-1 либо наличие сведений из реестра — для подтверждения соответствия товара из заявки по постановлению № 617. Так как если в формулировке будет либо СТ-1, либо реестровые данные, то участник может запутаться и предоставить данные исключительно из реестра. В этом случае у него не будет подтверждения страны происхождения товара в соответствии с постановлением № 102.

Вопрос 4. Как закупать товары, работы, услуги, включенные и не включенные в постановление № 616

Закупаем работы по благоустройству территории. В техзадании перечислены материалы, которые подрядчик использует при выполнении работ. Часть материалов включена в перечень товаров по постановлению № 616. Устанавливать ли при закупке работ по капитальному и текущему ремонтам и работ по благоустройству запрет по пункту 4 постановления № 616, и нужно ли применять пункт 12 и исключать из закупки работы с применением материалов не из перечня?

Ответ. Запреты распространяются также на продукцию, поставляемую при выполнении работ или услуг, и товары, передаваемые в аренду или лизинг. Если при выполнении работ по благоустройству, капитальному и текущему ремонту товары будут переданы заказчику с оформлением дополнительных приемочных документов на товар, нужно устанавливать ограничение. Товары должны быть поставляемыми, а не используемыми при выполнении работ. Если товар будет поставлен, нужно применять пункт 12 постановления № 616. Тогда заказчик исключает из сметы товары из перечня, оставшиеся закупает отдельно. Но нужно будет переделывать смету и уменьшать ее на стоимость исключенных материалов. Следует закупать отдельно работы, в которых используются материалы и товары из перечня по постановлению № 616, и отдельно работы, в которых используются товары и материалы не из перечня. Рекомендуем исключить из закупки работы с применением материалов, не включенных в перечень товаров постановления № 616.

Вопрос 5. Как правильно закупить товар в соответствии с пунктом 3 постановления № 616

Как применять подпункт «б» пункта 3 постановления № 616. Данный пункт разрешает произвести закупку мебели стоимостью за единицу до 100 тыс. руб. и суммарная стоимость меньше миллиона только в рамках прямого договора или же аукциона тоже?

Ответ. Постановление № 616 применяется не только для конкурентных закупок. Согласно пункту 3 постановления № 616 заказчик может закупить товар по цене за единицу не более 100 тыс. руб. Речь идет не только о мебели, а обо всех товарах, которые включены в перечень, кроме товаров из пунктов 1–7, 124 и 125. Если заказчик закупает несколько товаров и не хочет применять постановление, цена каждой единицы товара не должна превышать 100 тыс. руб., а суммарная величина всей закупки должна быть не более 1 млн руб. То есть если заказчик хочет купить холодильные шкафы с кодом ОКПД2 28.25.13.111 по ценам 65, 80 и 120 тыс. руб., он должен сделать следующее — в одном аукционе можно объединить холодильники по 65 и 80 тыс. руб. и уместить сумму предполагаемой закупки в 1 млн руб., не применяя при этом постановление № 616. К холодильникам по цене 120 тыс. руб. за штуку в любом случае необходимо применять постановление вне зависимости от итоговой НМЦК контракта.

Сумма, которую вы можете тратить в рамках прямого договора, зависит от типа вашего учреждения и СГОЗа. Если вы организация, работающая в рамках Закона № 44-ФЗ и закупающая товар, работы, услуги по пункту 4 части 1 статьи 93 Закона № 44-ФЗ, максимальная сумма разового договора равняется 600 тыс. руб. Данные договора не имеют какой-либо определенной формы и не вносятся в реестр контрактов, поэтому заказчик может выбирать шаблон на свое усмотрение.

Вопрос 6. Как правильно установить в информационной карте запрет на допуск иностранной продукции по постановлению № 616

Как прописать в информационной карте, документации на проведение электронного аукциона условия применения постановления № 616?

Ответ. Все зависит от того, как выглядит ваша информационная карта.

Если в информационной карте заказчик не расписывает подробно применение нацрежима, в блоке «Применение национального режима» достаточно указать, что нацрежим применен в соответствии с постановлением № 616. Можно расписать его полное название, но это на усмотрение заказчика. Также можно указать, что в силу пункта 6 части 5 статьи 66 Закона № 44-ФЗ вторая часть заявки должна содержать документы, предусмотренные НПА, которые приняты в соответствии со статьей 14 Закона № 44-ФЗ, или копии таких документов.

Если заказчик подробно расписывает принципы применения нацрежима, нужно указать, что «устанавливается запрет на допуск промышленных товаров, происходящих из иностранных государств (за исключением государств — членов Евразийского экономического союза), для целей осуществления закупок для государственных и муниципальных нужд по перечню согласно приложению», полностью скопировать первый и второй пункты постановления и сослаться на номер и название постановления. Также необходимо указать случаи, при которых постановление № 616 применяться не будет. И обязательно указать перечень документов, которые будут подтверждать страну происхождения товара.

При установлении запрета по постановлению № 616 нет никаких особенностей. Для примера можно взять документацию, в которой был установлен запрет на поставку мебели по постановлению № 1072.

Вопрос 7. Какие документы требовать от поставщика, если применяется постановление № 617

В постановлении № 617 говорится о наличии минимум двух заявок со страной происхождения Евразийского экономического союза и разных производителей. Подтверждает страну происхождения товара: наличие товара в реестре или наличие сертификата СТ-1. А подтверждением соблюдения ограничений — представление в заявке информации о нахождении закупаемого товара в реестре с указанием реестровой записи и совокупного количества баллов. Но далее говорится, что документы, а именно: выписка из реестра или сертификат предусмотренный пунктом 7, предоставляются на этапе исполнения контракта. Какие документы вправе требовать заказчик при проведении электронного аукциона в первых и вторых частях?

Ответ. В составе первых частей заявки участник предоставляет конкретные показатели товара и указывает страну происхождения предлагаемого к поставке товара. В составе вторых частей заявок участник предоставляет либо сведения из реестра промышленной продукции, произведенной на территории РФ, либо сертификат о происхождении товара по форме СТ-1. На этапе исполнения контракта участник представляет заказчику выписку из реестра, которая формируется с помощью ГИСП, либо копию сертификата СТ-1.

Чтобы разобраться, каким образом применяется данное постановление, рассмотрим ряд ситуаций.

Ситуация 1. Поступило четыре заявки на участие в аукционе. Страны происхождения Россия, Армения, Китай и США. Если заявки оформлены верно, на этапе рассмотрения первых частей никого нельзя отклонять. Все эти заявки приняли участие в аукционе. Ценовые предложения распределились следующим образом: Китай, США, Россия, Армения. При этом участники, предлагающие к поставке товар из России и Армении, подтвердили страну происхождения товара с помощью сертификата СТ-1. Значит, что в данном случае действуют ограничения допуска и заказчик отклоняет заявки из Китая и США.

Ситуация 2. Поступило три заявки на участие в аукционе. Страны происхождения Россия, Китай и США. Если заявки оформлены верно, на этапе рассмотрения первых частей никого нельзя отклонять. Все эти заявки приняли участие в аукционе. Ценовые предложения распределились следующим образом: Китай, США, Россия. В этом случае будут применяться условия допуска к товарам, происходящим из иностранных государств, так как из Евразийского экономического союза поступила всего одна заявка.

Ситуация 3. Если поступят две или более заявки с одинаковыми страной происхождения или производителями (Евразийский экономический союз) и заявки со страной происхождения из других государств, в этом случае будут также применяться условия допуска.

Вопрос 8. Какие запреты и ограничения действуют при закупке строительно-монтажных работ

Планируем разместить закупку по Закону № 44-ФЗ на проведение строительно-монтажных работ. Закупка проводится по программе ГОЗ, мы при размещении закупки обязаны установить условия, запреты или ограничения в соответствии со статьей 14 Закона № 44-ФЗ. Соответствующий предмету закупки код ОКПД2 42.11.10.160. Каким постановлением о нацрежиме нам руководствоваться, и каким документом участники закупки обязаны подтвердить свое соответствие требованиям статьи 14 Закона № 44-ФЗ?

Ответ. Указанный код ОКПД2 42.11.10.160 имеет название «Полосы взлетно-посадочные аэродромов, включая рулежные дорожки и аналогичных сооружений аэродромов, кроме зданий». Товар, закупаемый под данным кодом, входит в аукционный перечень. Помимо этого код требует применения типового контракта, если работы будут проведены с целью построить взлетно-посадочную полосу аэродрома.

В соответствии с пунктом 2 постановления № 616 заказчик обязан установить запрет на допуск промышленных товаров, происходящих из иностранных государств при закупке по ГОЗ работ из перечня.

Если у заказчика присутствует какая-то сметная документация, где помимо работ указан товар, который необходим для выполнения данных работ, то к ним также нужно применять постановление.

Будет или нет применяться нацрежим в соответствии со статьей 14 Закона № 44-ФЗ, зависит от того, какой код ОКПД2 выберет заказчик. Код будет попадать либо не будет попадать под действие подзаконных актов — приказов и постановлений. Соответствие требованиям участник подтверждает в зависимости от того, какие запреты/ограничения/условия допуска в соответствии со статьей 14 применимы либо не применимы в данной закупке.

Вопрос 9. Какие ограничения устанавливать при закупках по ГОЗ, если постановление № 9 отменили

Постановление Правительства от 14.01.2017 № 9 отменили. Какое постановление теперь использовать при проведении закупок? Планируем закупку продуктов питания в рамках ГОЗ. Постановление № 616 не подходит к продуктам.

Ответ. В постановлении № 616 содержится перечень товаров, при закупках которых заказчики должны устанавливать запрет на допуск. Если в списке нет закупаемой вами продукции, значит, запрет на допуск вы устанавливать не должны.

Также обратите внимание, что продолжают действовать ограничения на закупки продуктов питания в рамках постановления Правительства от 22.08.2016 № 832.

Постановление № 616 устанавливает запрет на допуск отдельных промышленных товаров зарубежного производства при закупках для нужд обороны страны и безопасности государства. После вступления в силу этого документа утратило силу действовавшее ранее постановление № 9, в котором были прописаны ограничения при закупках по ГОЗ.

Вопрос 10. Когда не действует запрет по постановлению № 616

Планируем закупить матрасы 20 штук по цене 7 тыс. руб., итого стоимость 140 тыс. руб. Обязаны ли установить запрет в соответствии с постановлением № 616?

Ответ. Нет, не обязаны. В этом случае запреты по постановлению № 616 не применяются. Согласно подпункту «б» пункта 3 постановления № 616 запреты не применяются в том числе при закупках, в которых стоимость одной единицы товара не превышает 100 тыс. руб., а общая стоимость товаров составляет менее 1 млн руб.

В вашем случае стоимость единицы товара — 7 тыс. руб., что меньше 100 тыс. руб., а общая стоимость товаров — 140 тыс. руб., что меньше 1 млн руб. Поэтому закупка подпадает под подпункт «б» пункта 3 постановления № 616 и запреты на нее не распространяются.

Вопрос 11. Подпадает ли замена лифтового оборудования под действие постановления № 617

Замена лифтового оборудования здания ГБУК, ОКПД2 43.29 «Работы строительно-монтажные прочие», подпадает под нацрежим по постановлению № 617? Проект капремонта будет содержать СМР и пусконаладку.

Ответ. Нет, замена лифтового оборудования с кодом ОКПД2 43.29 «Работы строительно-монтажные прочие» не подпадает под действие постановления № 617, но заказчику необходимо его применять, если в ходе работ будет поставлен лифт.

Пунктом 1 постановления № 617 утвержден перечень отдельных видов продукции, в отношении которого установлены ограничения допуска товара. Причем продукция, включенная в перечень и не включенная в него, не может являться предметом одного лота. В перечне перечислен ряд кодов ОКПД2, на которые распространяет свое действие данное постановление.

Для того чтобы определить попадает ли закупка под действие нацрежима в части соответствия постановлению № 617, для начала необходимо определиться с кодом ОКПД2 для объекта закупки. Далее переходим к перечню постановления и ищем свой код. Если он есть и наименование товара совпадает с указанным в перечне, постановление № 617 необходимо применять. Поскольку код ОКПД2 43.29, который выбрал заказчик для своей закупки, отсутствует в перечне, применять постановление не требуется — сказали бы мы вам, но это не так. Часть 4 постановления говорит о том, что ограничения распространяются в том числе на товар, который будет поставлен заказчику при выполнении работ. Если заказчику поставляют лифты, в перечне содержится код ОКПД2 28.22.16.110 — «Лифты». Поэтому заказчику при проведении закупки необходимо установить ограничение допуска.

Вопрос 12. Следует ли применять постановление № 616 при закупках малого объема

Планируем закупить товар, который предусмотрен в перечне, утвержденном постановлением № 616. Нужно ли учитывать запрет при закупке у едпоставщика на основании пунктов 4 или 5 части 1 статьи 93 Закона № 44-ФЗ?

Ответ. Да, нужно учитывать. Заказчику нужно соблюдать запрет в рамках постановления № 616 как при закупке у единственного поставщика по пунктам 4 или 5 части 1 статьи 93 Закона № 44-ФЗ, так и при конкурентных способах закупок.

Заказчик не применяет запрет по постановлению № 616 в случаях, которые указаны в пункте 3:

— отсутствие на территории РФ производства промышленного товара;
— закупка одной единицы товара стоимостью не более 100 тыс. руб. или совокупности таких товаров на общую сумму не более 1 млн руб. Не применяется к товарам из пунктов 1–7, 124 и 125 перечня;
— обеспечение взаимодействия товаров с товарами, которые используются заказчиком. Не применяется к товарам из пунктов 67–71 перечня;
— закупка запасных частей и расходных материалов к машинам и оборудованию. Применяется к товарам из пунктов 47–51 перечня;
— закупки ФСБ, ФСО, Службы внешней разведки Минобороны, МВД, Нацгвардии, Управления делами Президента, ГУСП. Не применяется к товарам из пунктов 1–7, 52–57, 73–75, 81 перечня, а в отношении товаров, указанных в пунктах 47–51 перечня, — при условии закупки одной единицы товара, стоимость которой равна или менее 2 млн руб.;
— закупки охраны ФСО в целях реализации мер по осуществлению государственной охраны, закупки транспортных средств МВД для обеспечения безопасности объектов государственной охраны.

Если заказчик не установит запрет на допуск или установит неправильно, то сотрудник контрактной службы или контрактный управляющий заплатит штраф. Размер штрафа — 3 тыс. руб. (ч. 4.2 ст. 7.30 КоАП).

Вопрос 13. Как применять запрет по постановлению № 616 при строительных работах

Нужно ли применять запрет по постановлению № 616 при проведении закупок на выполнении строительных работ — реконструкция здания администрации?

Ответ. Да, нужно. Заказчик включает в контракт перечень товаров из постановления № 616, которые подрядчик закупает отдельно для оснащения здания в ходе или после реконструкции и которые не используются при производстве работ по реконструкции.

Заказчик устанавливает запрет для поставки товара, если в документации о закупке, проектной документации на реконструкцию прямо предусмотрена поставка товара для заказчика из перечня к постановлению № 616 (п. 4 постановления № 616).

На практике это может быть реконструкция под ключ, когда в проектной документации предусмотрены как строительные работы, так и поставка, установка подрядчиком оборудования для оснащения реконструированного здания. Например, в проектной документации предусмотрена поставка и установка офисной мебели, которая подпадает под запрет. Вот ее перечень и нужно прописать в контракте.

Заказчику не надо устанавливать запрет на товары из перечня к постановлению № 616, которые технологически и неразрывно связаны с работами и которые подрядчик закупает с учетом ваших требований к характеристикам и использует для выполнения работ. Например, при реконструкции систем освещения закупает провод, светильники из перечня к постановлению № 616 для ремонта электропроводки и установки новых светильников.

Вопрос 14. Как применить ограничения допуска по постановлению № 617

Планируем провести электронный аукцион на «Строительство спортивно-игровой площадки». В рамках такой закупки будут поставлены товары, которые включены в перечень постановления № 617. Необходимо ли применять ограничение допуска в рамках указанного постановления?

Ответ. Да, необходимо. Данное требование установлено в пункте 4 постановления № 617. Заказчик устанавливает ограничения для поставки товара, если в документации о закупке на стройку прямо предусмотрена поставка товара из перечня к постановлению № 617.

Участник указывает реестровые номера для всех товаров из России и дает согласие на предоставление сертификата для товаров из остальных стран ЕвразЭС. Об этом сказано в пунктах 7 и 9 постановления № 617.

При подаче заявки участник обязан выполнить одно из условий:
— предоставить информацию о включении товара в реестр российской промышленной продукции и согласиться с условием о предоставлении на этапе исполнения контракта выписки из реестра;
— согласиться с условием о предоставлении на этапе исполнения контракта копии сертификата СТ-1.

Заявка будет отклонена как заявка с иностранным товаром, если участник для товаров из России укажет не все реестровые номера или не укажет их совсем, а от других участников поступит хотя бы две заявки с товарами разных производителей из стран ЕвразЭС. Об этом сказано в пункте 2 постановления № 617 и пункте 6 части 5 статьи 66 Закона № 44-ФЗ.

Если таких заявок не будет, то заявку с неполной информацией о стране происхождения товара отклонять нельзя (ч. 7 ст. 69 Закона № 44-ФЗ).

Участник подтверждает товар из России только путем предоставления реестрового номера и выписки из реестра российской промышленной продукции. Сертификат СТ-1 нужен для подтверждения товара из остальных стран ЕвразЭС. Об этом сказано в пунктах 7 и 9 постановления № 617.